Day Trips from Yerevan temple of Garni

Изображение
Day Trips temple of Garni   Day Trips from Yerevan The Excursion Program: Departure from Yerevan at 09:00 A halt at the Charents Arch. Visit to the pagan temple of Garni. Visit to the Geghard monastery complex and Lake Sevan (Sevanavank). Return to Yerevan at 18:00 Call to find out more: EDUARD PETROSYAN +374 99 440 122    

Ахпат (монастырь) в одноимённом селе на севере Армении

 

Ахпат (монастырь)

В селе Ахпат церковь существовала еще с IV в. и полагают, что на месте монастыря также существовала церковь. Во время раскопок здесь было обнаружено множество предметов Бронзовой эпохи, а протекающая рядом река Дебет сохранила следы человеческой деятельности времен Палеолита.

Хотя история основания монастыря Ахпат восходит ко времени правления царя Аббаса Багратуни (929-953), строительство самой старой церкви монастыря началось в 976 г. в период царствования Ашота III Вогормаца (всемилостивого), 953-977. По заказу царицы Хосровануйш в честь ее сыновей Смбата и Кюрике началось строительство церкви Св.Ншан, которое завершилось в 991 г.

После падения в Ани царства Багратуни в 1064 г. монастырь переживает упадок, но вновь возраждается под покровительством Кюрикянов и, особенно, Закарянов, которым монастырь был дан в дар за военную помощь, предоставленную Орбелянам в Грузии, и за то,что они в конце XII века освободили северо-восточную Армению от сельджуков. В середине XIII века комплекс благоустраивался и был расширен более, чем втрое, став одним из самых крупных духовных и учебных центров Армении.

С середины XI в. Ахпат стал религиозным центром Лори и явился серьезным конкурентом своему собрату – монастырю Санаин. Накануне монгольского нашествия в 1233 г. настоятель монастыря Ахпат Ованес построил крепость Каян в окрестностях монастыря, а его кузен, принц Шахиншах, чей отец был похоронен в Санаине, сравнял его с землей по приказу монголов, которые захватили и Ахпат, и Санаин и разграбили их.

Впоследствии монастырь опустошался ордами Тимура, а затем Оттоманами (XV-XVII вв.). В 1639 г. Восточная Армения перешла к Ирану. Наступил мир, который благотворно повлиял и на судьбу монастыря. Монастырь возродился и вернул себе статус центра просвещения и составления рукописей. В XVIII в. в качестве монаха в монастыре Ахпат жил знаменитый ашуг Саят-Нова (1722-1795). Саят-Нова погиб в Ахпате.

В 1996 г. монастырь был включен в список памятников Мирового Наследия ЮНЕСКО.

Ахпат (монастырь)

 

Средневековый центр просвещения

Ахпат являлся центром просвещения и хранилища книг и манускриптов (в 1081 году епархия Гугарка была из Санаина переведена в Ахпат и оставалась здесь вплоть до 1836 года). Библиотека Ахпата получила широкую известность, а о рукописях и миниатюрах Ахпата ходили легенды.

В числе учителей монастыря были Григор Магистрос и прославленный настоятель монастыря Ованес Саркаваг (1045-1129) по прозвищу “Имастасер” (“Философ”). С благоволения грузинского царя Давида, Саркаваг создал очень многое, в том числе реформировал армянский календарь, написал теологические и математические трактаты, исследования в области медицины и естественных наук. Он собрал и отредактировал более 50 религиозных манускриптов. В 1873 году одним из армянских историков была обнаружена пещера с манускриптами, в которой, как полагают, Ованес содержал свою библиотеку и работал. Могила Саргавага находится под колокольней Ахпата.

В этот период в монастыре Ахпат проживало около нескольких сотен монахов.

 

Ахпатское Евангелие

“Ахпатское Евангелие”, созданное монахами Ахпата, является одним из лучших образцов миниатюр. Рукописец Акоп скопировал его по заказу Саака из Ани в 1211 г., а затем оно было иллюстрировано художником Маргаре, проживавшим в Ани. Евангелие знаменито своими иллюстрациями, где миниатюры светского характера сочетаются с религиозными сценами. Хораны (картина, составленная из колонн и арок, используемых для обрамления канонических списков) украшены образами мужчин в мирских одеждах того периода. Интересны фигуры стоящих мужчин в дорогих нарядах: один – с кувшином, а другой – с рыбой на удочке, а также гусан (музыкант), сидящий под сенью фруктового дерева.

Единственно сохранившаяся сюжетно-тематическая картина Евангелия – «Вхождение в Иерусалим», где фигуры людей, облаченные в армянские наряды, приветствуют Христа, въезжающего в город верхом на осле. Надпись гласит: “Христос с братьями Сааком и Аракелом, получающими Евангелие”. На картине представлены также фрагменты города, богатый дом и его хозяин.

Евангелие было передано в монастырь Горомос (в Ани) и в 1211 году подарено монастырю в деревне Арджо Арич (или Аладжа) в области Ширак, сооруженному со стороны рода Саака. В 1223 году Евангелие было преподнесено в дар епархии Хачен и затем перенесено в Арцах (нынешний Карабах), а в 1920 году - в Эчмиадзин. Сейчас оно хранится в Матенадаране Еревана (манускрипт 6288).

Церковь Джграшен (Св.Богоматери)

Эта маленькая часовня (1195 г.) находится за пределами монастырских стен, у автостоянки. Слово “Джграшен” символизирует “раздражение” (от средневекового слова, обозначающего селезенку). Легенда гласит, что церковь была воздвигнута рассерженным учеником архитектора монастыря Санаин. На западной стороне фасада церкви высечены прекрасные хачкары, а вдоль притолоки вытесена длинная фраза из текст.

 

Церковь Св.Григора

Первая церковь, которую вы видите, войдя в комплекс, это - церковь Св.Григора (1023-1025) – крестообразное здание с ризницами по четырем углам. Примыкающие ко входу помещения ризниц расположены на трех уровнях, что не характерно армянским церквям. Голые ныне стены когда-то были богато украшены фресками и религиозными пожертвованиями.

Купол церкви Св.Григора был поврежден во время реконструкции 1211 г., и в настоящее время сводчатое перекрытие поддерживает его простую кровлю. Внешние стены церкви украшены колоннами и стрельчатыми арками.

 

Церковь Св.Ншан

Церковь Св.Ншан (Св.Знамения или Св. Креста) является самой старой из сохранившихся церквей монастыря. В нее можно попасть через Притвор (4). Св. Ншан был построен в 976-991 гг. по повелению царицы Хосровануйш для ее сыновей Смбата и Гургена (Кюрике). Царица, будучи также основательницей монастыря Санаин, пожертвовала и на строительство церкви Аменапркич (Всеспасения) в 966 г., также посвятив ее своим сыновьям. Здесь в Ахпате ее сыновья «вернули посвящение» своей матери, пожертвовав тем самым средства на строительство церкви Св.Ншан. Они стали последующими благодетелями Ахпата и Санаина, соперничающих религиозных общин, каждый из которых специализировался в изучении религии, каллиграфии, иллюстрировании рукописей и науках. Позднее к благодетелям присоединился и род Кюрикянов.

Церковь Св.Ншан в плане – крестообразное сооружение, обрамленное прямоугольными внешними стенами. Относительно компактное здание церкви увенчано большим куполом (восстановленным в 1113 г.). С внешней стороны церковь кажется простым прямоугольным сооружением, но пересекающиеся внутри крылья создают впечатление креста. Полагают, что церковь была построена средневековым зодчим Трдатом, который позже был вызван в Константинополь для реставрации купола церкви Айя Софии и который построил также кафедральный собор в Ани, столице рода Багратуни.

Свод купола поразителен. Его поддерживают продольные высокие арки, элегантно изогнутые в треугольные формы. В каждом из четырех углов расположились двухэтажные приделы. Ступени ведут к балкону, выстроенному специально для Кюрикянов, откуда они слушали мессы.

Во внутреннем убранстве на южной стене сохранились остатки фресок, включая портрет благодетеля церкви Хутлу-Буга, сына Атабека Садуна (великого везиря) и множество геометрических форм. Апсида алтаря церкви Св.Ншан покрывалась фресками дважды, в последний раз – во второй половине XIII века. До нас дошла лишь композиция Христа, сидящего на троне со святыми и апостолами внизу в сценах “Благовещения”, “Рождения” и “Крещения”.

На внешней стороне восточной стены (обращенной к колокольне) сохранилась копия горельефа с изображением Смбата и Гургена, сыновей Хосровануйш, с макетом церкви в руках. Смбат стал в дальнейшем царем Смбатом II Багратуни (Смбат Завоеватель, 977-989 гг.), а Гурген – основателем династии Кюрикянов в Лори.

 

  

Притвор церкви Св.Ншан 

Нынешний притвор, примыкающий к церкви Св.Ншан с западной стороны, был заложен настоятелем монастыря Ованесом Хаченци в 1208/09 гг. на руинах более ранней постройки. Сооружение является выдающимся достижением армянской средневековой архитектуры своим замысловатым планом, объединяющим построенные ранее здания. Первоначально здесь в 1185 г. по повелению царевны Мариам был построен мавзолей для рода Кюрикянов. Пол притвора выложен могильными камнями, а надгробия самых высокопоставленных членов рода расположены буквально «под ногами».

По сравнению с другими притворами того времени (с центральным сводчатым залом, построенным вокруг 4 основных колонн по принципу крестьянского дома «азарашен», притвор церкви Св.Ншан необычен своими большими размерами (21х18 м) и перекрытием из пересекающихся и повторяющихся в высоту арок. Такое смелое архитектурное решение увеличивает внутреннее пространство помещения, “растягивая его ввысь”.

Конструкция сооружения совершенно уникальна для притворов: арки покоятся на пилястрах на трех стенах, а в западной части опираются на две массивные колонны. Сами колонны имеют один и тот же дизайн капителей, необычный для армянских притворов, где каждая капитель различается от другой. Особенно восхищает верхняя центральная часть (ердик), выполненная из камней разного цвета.

По восточным углам находятся две маленькие двухъярусные ризницы с апсидами. Пол покрыт могильными плитами Кюрикянов, богатых покровителей монастыря и известных духовных представителей общины.

Притвор церкви Св.Ншан оказал огромное влияние на архитектуру средневековой Армении, особенно ее гражданских сооружений, благодаря использованию камней со множеством оттенков, пересекающихся арок и опор перекрытия, делящих внутреннее пространство на секторы.

 

Церковь Св.Богоматери

Непосредственно к северу от притвора расположена церковь Св.Богоматери (1208-1220), которая известна также как Хатунашен по имени госпожи Хатун, дочери князя Хасана Десумяна, построившей церковь.

Церковь имеет крестообразную планировку с перекрытием, которое венчается куполом, а его круглый барабан покрыт коньковой крышей. Западный портал украшен геометрическим обрамлением, а на его тимпане (внутренней детали фронтона) изображен символ солнца и два маленьких хачкара по бокам со стилизованными Древами Жизни.


 

Притвор Амазаспа

К северу от главной церкви Св.Ншан настоятель монастыря Амазасп в 1257 г. построил величественный и самый большой в Армении притвор (около 330 м2) – так называемое “Здание Амазаспа”. Оно также соединяется через аркаду с церковью Св.Ншан в северной части от книгохранилища.

Здание – приземистое, из-за чего край его крыши упирается в склон холма. Сооружение прямоугольное в плане с четырьмя идентичными пилястрами и колоннами, арочным перекрытием и открытым восьмигранным куполом. Перекрытие поделено на девять секторов и имеет центральное отверстие для света. Широкое внутреннее пространство в свою очередь разделено арками на девять частей. С восточной стороны к притвору примыкает маленькая церковь площадью 20 м2. По причине диспропорции этой церкви по отношению к притвору, роль церкви часто игнорировалась, тем самым притвор считался самостоятельным сооружением и местом сборища монахов.

Колонны притвора Амазаспа и церкви Св.Ншан не характерны для архитектуры армянских притворов, где форма каждой капители и орнамент намеренно изменены. Когда этот стиль получил широкое применение, подобный переменный дизайн капителей колонн стал нормой в армянской архитектуре.

С точки зрения инженерного дела притвор Амазаспа замечателен еще и тем, что пережил бесчисленные землетрясения и нашествия без особого ущерба для себя. Именно поэтому притвор и поныне изучается архитекторами для понимания принципов сейсмостойкости этого сооружения.

 

Усыпальница рода Укананц

К северо-западу от притвора Амазаспа, обращенная в сторону монастырских стен, находится усыпальница рода Укананц. Она представляет собой 3 маленькие квадратные часовни, увенчанные хачкарами (камнями-крестами). Нижняя конструкция датируется началом VIII века, в то время как хачкары наверху – XIII веком.

Композиция усыпальницы следует традициям древних армянских захоронений, служивших местами для богослужений. Надгробия в дальнейшем превращались в пьедесталы для высоких каменных памятников-стелл или менгиров. Во время христианства стеллы были заменены хачкарами – предшественниками современных надгробных памятников, которые можно увидеть и сейчас по всей стране. Со временем ранние часовни были превращены в пьедесталы с глубоко вырезанными нишами.

Оба хачкара часовень, стоящие в ряду наилучших из хачкаров, высечены в 1211 и 1220 гг. и приписываются мастеру Ваграму.

 

Крепостные стены

Крепостные стены датируются X-XI веками и были построены после окончания строительства церкви Св.Ншан. Из-за следовавших друг за другом нашествий в XIII-XVI веках, стены монастыря многократно отстраивались. Во время их восстановления использовался первоначальный материал – циклопические (гигантские) камни, черный и красный туф стен и известковый раствор. Последняя реконструкция стен была произведена в XX столетии.


Галерея и хачкар Аменапркич

Библиотека соединена с церковью Св.Ншан через сводчатую галерею, получившую название «Галерея Спасителя». Она тянется вдоль конца восточной стены церкви Св.Ншан. Когда-то здесь находилась академия монастыря.

В галерее находятся часовня-усыпальница и прекрасные хачкары (камни-кресты), в числе которых – хачкар Аменапркич.

Хачкар Аменапркич (Всеспасения) в 1273 г. был поставлен скульптором Ваграмом в честь военачальника Садуни Атабека и является подлинным шедевром искусства. Похожий хачкар он поставил и в Дсехе. Рельефное распятье Христа, 12 апостолов, образа Марии Магдалены и Девы Марии и ангелов на этом хачкаре было настолько реалистично, что явилось настоящим переворотом в искусстве того времени, предвосхитившим итальянский Ренессанс более, чем на 100 лет.

Красная краска на поверхности камня – Вортан Кармир (кошениль) – краситель, получаемый из насекомых Араратской долины. Вортан Кармир высоко ценился благодаря своему яркому оттенку красного, долговечности и возможности широкого применения: он служил красителем для одежды и при строительстве. Вортан Кармир ценился на вес золота и был “вхож” в царские дворцы Египта, Константинополя и Европы.

В число других хачкаров входят и хачкары IX в., изображающие Древо Жизни под крестом. Этот символ, корнями уходящий в дохристианские традиции, отображен на многих хачкарах в виде креста, произрастающего из семени со стеблями по бокам, символом солнца и лицом Адама. Используя эти языческие образы, художники по-сути «крестили» древнейшие символы жизни, демонстрируя власть церкви при изображении Христа как источника вечной жизни для верующих.

 

Книгохранилище (библиотека)

К северной стене церкви Св.Ншан примыкает библиотека XI в. Нынешнее сооружение заменило первоначальное, которое имело круглую деревянную крышу на внутренних колоннах. Каменное перекрытие на пересекающихся арках было построено в 1258-1262 гг. и реконструировано в 1273 г.

Ахпат был известен своей богатой коллекцией средневековых рукописей. Здесь хранились древнейшие и ценнейшие манускрипты. В XI-XIII вв. монастырь превратился в хранилище всех армянских рукописей, став таким образом первым армянским Матенадараном. Монахи искали и собирали рукописи по всей Армении и переписывали те, которые не могли взять с собой.

В дальнейшем во время вражеских нашествий манускрипты прятались в близлежащих пещерах. В середине XIII в. монголы даже пытали монахов, требуя указать места хранения рукописей. Чтобы выдержать пытки, трое старших и двенадцать младших священников, говорят, произносили слова из Евангелия: «Не дайте собакам то, что свято, и не мечите бисер перед свиньями».

Поразительны сосуды, зарытые в полу книгохранилища, - они использовались для хранения вина и молочных продуктов в идеальной по влажности среде, в которой отлично сохранялись и еда, и манускрипты.

 

 

Колокольня

Колокольня Ахпата, также как и Санаина, является самой древней колокольней в Армении, причем в Ахпате она сохранена лучше. Это трехуровневое сооружение построено по заказу Амазаспа, настоятеля монастыря в 1245 г. На первых двух этажах размещены ниши по углам, тем самым создавая композицию форм: на первом этаже - крестообразную, а на втором – прямоугольную с нишами. Арочный переход с первого этажа на второй построен в форме трилистника. Ротонда образована из семи колонн, несущих на себе семигранные арки. Всю композицию завершает пирамидальная кровля.

 

Мемориал Саят-Новы

Одним из самых известных жителей Ахпата был придворный поэт и музыкант Саят-Нова (1722-1795), самый знаменитый и любимый ашуг на Кавказе. Саят-Нова (Арутюн Саакян) родился в деревне Санаин и вырос в Тифлисе.

Имевший исключительные способности в поэзии, сочинении песен и игре на кяманче, Саят-Нова достиг высот славы при дворе грузинского царя Ираклия II. 

Саят-Нова одинаково искусно творил на армянском, турецком и грузинском языках, и ему принадежат более 200 песен, хотя, полагают, он является автором нескольких тысяч. В произведениях Саят-Новы народный фольклор переплетается с песней, народной мудростью и философией. Его поэзия связала библейские темы с элементами армянской классики, выраженной на тифлисском диалекте, на котором он говорил. Примером раннего творчества менестреля служат строфы из его стиха «Я в жизни вздоха не издам…»

Я в жизни вздоха не издам, доколе джан ты для меня!
Наполненный живой водой златой пинджан ты для меня!
Я сяду, ты мне бросишь тень, в пустыне – стан ты для меня!
Узнав мой грех, меня убей: султан и хан ты для меня!

Поэт впал в немилость, влюбившись в сестру царя принцессу Анну, и провел остаток жизни в изгнании в Ахпате под религиозным именем Тер-Степанос в начале как иеромонах в 1768 г., а затем как ключарь (1775-1795). В последнем периоде его творчества религиозная тематика чередовалась с преследовавшей его тоской по возлюбленной и безнадежностью от потерянной любви.

Во время восстания 1795 г. Саят-Нова был убит в Ахпате солдатами Ага Махмуд Хана, затеявшего военную кампанию против грузинского царства, которое впоследствии присоединилось к Ирану. Произведения Саят-Новы не только дошли до нас, но и считаются подлинными сокровищами армянской народной песни.

 

Трапезная, служебные помещения

Трапезная XIII века в монастыре Ахпат сохранилась лучше, чем в Санаине. Она построена из двух залов, разделенных друг от друга массивными колоннами и крестообразными арочными перекрытиями. Трапезная встроена в крепостную стену.

Рядом с трапезной расположено маленькое сооружение того же периода в стиле «азарашен» с центральным куполом, поддерживаемым четырьмя деревянными колоннами, и с круглым отверстием в центре кровли.

 

Вне территории монастыря

Родник (14) расположен в 75 метрах от восточных ворот. Он построен в 1258 году и выполнен из трех арок, центральная из которых шире остальных двух. Вдоль задней стены здания проложены каменные желоба для подачи воды скоту. Здесь также находится резервуар воды для местных жителей. Перекрытие конструкции предопределено местным климатом – прохладный и влажный воздух внутри является хорошей защитой от палящего летнего солнца и низкой зимней температуры.

Пýстынь Кусанац (Св.Девы) (15) расположена в 500 метрах к востоку от монастыря на холме. Точная дата ее строительства неизвестна, однако, архитектура постройки напоминает стиль XIII века. В нее можно попасть, выйдя через восточные ворота и пройдя по деревенской дороге (мимо родника).

Здание церкви – сводчатое крестообразное с восьмигранным барабаном, украшенным маленькими арками в виде трилистника. Три больших хачкара на южной его стороне относятся к позднему средневековому периоду.

 

Руины церкви IV века

На территории деревни обнаружены остатки церкви IV века, которую считают первой христианской постройкой в Ахпате.



 http://excursions-armenia.ru/armenia-guide.php

Комментарии