Day Trips from Yerevan temple of Garni

Изображение
Day Trips temple of Garni   Day Trips from Yerevan The Excursion Program: Departure from Yerevan at 09:00 A halt at the Charents Arch. Visit to the pagan temple of Garni. Visit to the Geghard monastery complex and Lake Sevan (Sevanavank). Return to Yerevan at 18:00 Call to find out more: EDUARD PETROSYAN +374 99 440 122    

Монастырь Нораванк - монастырский комплекс XIII—XIV век

Нораванк – один из великолепных средневековых памятников Армении, расположенный в изумительно красивом природном окружении. 

 

 

Момик

Мастер Момик (род. в 1260? – сконч. в 1333, 1339 или 1340), родившийся в деревне Улгюр, был выдающимся переписчиком, миниатюристом, скульптором и архитектором конца XIII – первой половины XIV веков. Улгюр – сравнительно позднее название деревни, его наименование в средние века неизвестно. До нас дошли имена родителей Момика (Григор и Авта), сына (Аскандар) и внука (Шатоник).

Момик учился и творил в университете Гладзор, затем в резиденции метрополитов области Сюняц в Нораванке и служил художником-архитектором влиятельного княжеского рода Орбелянов и выполнял заказы метрополитов, происходящих из той же самой семьи. Он был учеником монаха Овасапа, обладал не только творческим талантом, но и владел необходимыми религиозными знаниями и греческим языком.

Труды Момика

Момик явился одним из светил гладзорской школы искусства миниатюры. Его наилучшие работы – Евангелия 1292 и 1302 гг., которые хранятся ныне в Матенадаране в Ереване (рук. # 2848, 6792), свидетельствуют о его высоком мастерстве, великолепному знанию портретного искусства и новаторском подходе в творчестве.

Как архитектор, Момик реализовал неординарные решения в проектировании церквей: церковь Св. Аствацацин в Арени и совершенно новая в своем стиле церковь Буртелашен в Нораванке – двухэтажная и увенчана ротондой. Момику приписываются и церковь Степаноса Орбеляна Св. Григор Лусаворич в Татеве и несколько других церквей.

Момик подписывался под своим именем как «Вардпет», что означает архитектор, однако он был известен и как скульптор. Особенно знамениты его скульптурные работы в Арени и Нораванке, в частности, в притворе Св. Степаноса Нахавка (его работа бога-отца изумляет своим мастерским выполнением). Он также выполнил высоко-художественные хачкары тонкой резьбы, которые сегодня выставлены в Первопрестольном Эчмиадзине и музее Ехегнадзора.

В память о Момике в Нораванке установлен маленький хачкар с надписью «Да упомянет Христос душу Момика и смилостивится над ним».

Для бесчисленных же поклонников его худо-жественных сокровищ «душою Момика» всегда будут его бессмертные творения.


Текст предоставлен ГНКО “Службa по охране историко-культурных музеев-заповедников и исторической среды” при Министерстве культуры Армении. Отредактирован общественной организацией ИКОМОС/Армения и Кареном Матевосяном, соавтором книги “Момик-миниатюрист” и автором книги “Момик”.

Экскурсия в Нораванк

Пещера Магили

Пещера Магили – одна из самых больших пещер в Армении, исследованная только до глубины 1.7 км. В ней имеется также множество коротких ответвлений, которые до сих пор полностью не изучены. Пещеру населяли еще в эпоху неолита, о чем свидетельствуют найденные в ней медвежьи кости, каменные орудия труда и другие изделия. Есть также и находки, датируемые IX в, обнаруженные уже в наши, «последние» времена. Удаленное местонахождение пещеры и сложность проникновения в нее делали ее прекрасным укрытием во время нашествий.

Благодаря глубине пещеры, в ней постоянно держится температура 14°С (58°F). Главный вход в пещеру таков, что человеку приходится буквально вползать в нее, после чего он оказывается в довольно просторной, шириною 10-15 м, комнате. В пещере имеется несколько мест скопления сталактитов и сталагмитов, но, к сожалению, большая часть из них стала жертвой вандализма и местных детей, сделавших пещеру местом для игр. Вследствие этого пещера закрыта, и в нее можно попасть только в сопровождении профессиональных гидов.

В то же время пещера Магили представляет собой уникальную подземную экосистему, где гнездятся тысячи летучих мышей. Эти единственные млекопитающие, обладающие способностью летать, являются важной частью фауны Армении и играют важную роль в стабильности местной экосистемы и урожая зерновых в стране. Один из красивейших природных спектаклей каждый летний вечер – вылетающие из пещеры летучие мыши, превращающиеся в «порхающее облако», которое, извиваясь и изворачиваясь, носится в вечернем воздухе.

Замечание: Поскольку вся пещера не изучена в полной мере, она довольно опасна на некоторых участках наличием ям и неожиданными обвалами камней. Рекомендуется лишь кратковременное посещение пещеры и только в сопровождении профессионального гида. Для местного гида обратитесь к охране у входа в каньон или Артуру по тел. (моб.) 093 66 15 83. В Ереване можете обратиться в Спелеологический центр (тел. 010-550986, URL: www.armenius.com/speleo/).

 

Пещера Трчуннери (птиц)

Эта пещера представляет собой комплекс небольших пещер, в которые входить легче, чем в пещеру Магили. Пещера расположена у знака М2 на шоссе при въезде в каньон Нораванк. Пещера находится в скале за рестораном у реки (справа, как только вы поворачиваете с дороги в сторону каньона). К ней можно пройти, поднявшись на холм по тропе, начинающейся сразу за рестораном (заметны треугольные входы в пещеры).

Комплекс небольших пещер, связанных между собой узкими тоннелями, включает в себя и несколько маленьких пещер выше в скале.

При последних раскопках обнаружены следы производства вина времен неолита, что говорит о том, что пещера Магили, если это будет доказано, будет признана одной из самой ранней территорией в мире, где проводилась ферментация вина (4200-3800 гг. до н.э.).

Пещере птиц, также как пещере Магела, грозит серьезная опасность вандализма со стороны посетителей, которые рисуют на стенах пещеры или отламывают куски камней.

Есть и другие пещеры на этой территории – Арчери (Медведей) и Мозров, к которым можно добраться через деревню Арпи.

 

Армянские летучие мыши

Самые большие популяции летучих мышей находятся на юге Армении, хотя они миллионами гнездятся по всей стране в неисчислимых пещерах и скальных трещинах. В Армении обнаружено и исследовано более 800 пещер и гротов, населенных летучими мышами, и в распоряжении специалистов имеется исчерпывающая информация о них.

Ни одна популяция летучих мышей не является такой изобилующей и разнообразной, как в пещере Магили, где представлено более 65% фауны летучих мышей Европы. Их колонии насчитывают многие тысячи, хотя по мере увеличения числа посетителей летучие мыши начали мигрировать к близлежащим деревням, где они прячутся в аттиках. Их особенно много у водных поверхностей с берегами, покрытыми сравнительно богатой растительностью.

Текст отредактирован Борисом Гаспаряном, научным сотрудником Института Археологии и Этнографии Академии Наук Армении.

 

История

Нораванк – один из самых великолепных средневековых памятников Армении, расположенный в захватывающем дух природном окружении. По свидетельству историков данное место являлось священным и в более давние времена. Монастырь Нораванк был построен в XIII-XIV вв. на месте существующей когда-то старой церкви. Он в начале христианской эры представлял собой один из признанных религиозных, образовательных и политических центров. Нораванк также известен тем, что здесь жили, творили и были погребены известные армянские деятели средневековья.

Нораванк был основан епископом Ованесом, настоятелем монастыря Ваганаванк (около г. Капан), перенесшим сюда в 1205 г. свой епископат. Периодом наивысшего расцвета для монастыря стали последующие два столетия во время правления царской династии Орбелянов, которые превратили его в религиозный и духовный центр Сюника, основав при монастыре родовой склеп.

В 1238 г. монастырь был разграблен монголами, но, благодаря перемирию между Ага-Ханом и князем Эликумом Орбеляном, в регионе наступил мир, и монастырь был восстановлен. Началась новая, золотая эра, продолжившаяся до конца XIV в. – периода вторжения Тимурида.

Нораванк в свое время являлся главным культурным центром Армении, тесно связанным с такими духовными и учебными заведениями, как Гладзорский университет и монастырь Татев и другие. Благодаря Орбелянам, монастырь находился в центре политических событий своего времени. В Нораванке жил и творил один из самых известных деятелей политики, культуры и религии Степанос Орбелян, автор “Истории государства Сисакан” (1299 г.).

 

Нораванк и Момик

Монастырь Нораванк связан с именем художника, архитектора и скульптора Момика (1250?-1339 гг.) – одной из самых одаренных личностей средневековой Армении.

Свою творческую деятельность Момик начинал в Киликии как художник-миниатюрист, создавая произведения в стиле поздней готики, привнесенной крестоносцами. Возможно во время посещения Киликии (1286 г.) епископ Степанос Орбелян пригласил Момика в Вайоц Дзор, где тот вскоре обрел славу, в особенности, благодаря своим скульптурным работам и хачкарам.

Момик являлся архитектором и художником-скульптором церкви Св. Аствацацин (1321 г.). В тот же год он создал изящные барельефные скульптуры над порталом притвора в Нораванке. Он также добавил ряд хачкаров к церкви Св. Аствацацин в Арени и в комплексе Нораванка, которые до сих пор считаются непревзойденными шедеврами искусства. Его последние работы были сделаны в Нораванке, где он возвел склеп Орбеляна – церковь Св. Аствацацин (“Буртелашен”), создал два барельефа на его западной и южной стенах и маленький простой хачкар для своей могилы, который находится у южной стены здания.

Купольная церковь Св. Степаноса Нахавека – основное здание комплекса – была перестроена архитектором Сиранесом по инициативе князя Смбата Орбеляна в 1261 г. Землетрясение 1321 г. разрушило здание, и оно было восстановлено, возможно, архитектором Момиком, который к тому времени завершил строительство церкви Св. Аствацацин в соседнем селе Арени.

В 1931 г. в Сюнике произошло землетрясение, разрушившее большую часть комплекса, включая купол церкви Св. Степаноса. Кровля церкви была восстановлена в 1948-1949 гг., а реконструкция всего комплекса, начавшаяся в 1980 г., завершилась в 2001 г..

 

Комплекс

Комплекс Нораванк включает в себя церковь Св. Аствацацин (”Буртелашен”), построенную в 1339 г., церковь Св. Степаноса Нахавкá и его притвор, церковь Св. Григора и склеп Орбеляна, развалины средневековых часовен и жилых кварталов, а также современный офис и зал.

Экскурсия в Нораванк

Св. Аствацацин (“Буртелашен”), могила Момика

Войдя в комплекс с центрального входа, вы сразу же видите впечатляющую двухэтажную церковь Св. Аствацацин. Она была построена князем Буртелом в качестве усыпальницы рода Орбелянов. .

Здание церкви Св. Аствацацин Буртелашен считается шедевром армянской архитектуры церквей-усыпальниц. Оно явилось одной из последних работ мастера Момика. Здание имеет ту же планировку, что и церковь Св. Аствацацин в с. Арени. Особенно впечатляют барельефные скульптуры над входом в усыпальницу (Богоматерь и архангелы) и на портале входа второго этажа (Христос с апостолами Петром и Павлом). Мотивы скульптур во многом схожи со стилем церкви Пастухов в Ани.

У южной стены церкви сохранился хачкар работы Момика, выполненный для своей же могилы.

Первый этаж служил усыпальницей для членов семьи Орбелянов, надгробия которых отличаются изящными хачкарами и напутствиями. К западной стене прислонены два больших хачкара, один из которых – слева – принадлежит резцу Момика и создан в начале XIV в.

Узкие консольные лестницы над западным входом ведут в молельню на втором этаже, в зал, который имеет полукруглую апсиду в восточном конце с высеченным наверху портретом Христа с двумя ангелами по бокам и символом Святого Духа над восточным окном. Купол поддерживается открытой ротондой с изображениями птиц над каждой наружной капителью ее 12-ти колонн, а также портретом благотворителя церкви – князя Буртела с макетом церкви в руках.

На фасаде церкви - барельефные каменные скульптуры, они преобладают на каждой стене, смягчая массивность стен круглыми формами, арками и большими крестами. На восточной стене – ступенчатое обрамление над верхней геральдической эмблемой семьи Орбелянов с тремя крестами внизу, центральный из которых окружен орнаментом солнечного диска. Обрамления окон на северной и южной стенах выполнены в форме орнаментированных арок.

По углам внутреннего обрамления имеются четыре русалки, птицы и женские венценосные головы. Подобные геральдические символы широко использовались в средневековом армянском искусстве, в каменной резьбе, миниатюрах, вышивке, ювелирном деле, при декорировании глиняной и керамической посуды. Первоначальный источник символа русалок неизвестен, но их образцы были обнаружены археологами уже при раскопках урартских, фригийских и греческих памятников. О них упоминается и в Библии, и в индийской мифологии, и в легенде о походе аргонавтов за Золотым руном. Изображения русалок применялись также в геральдических эмблемах и скульптурах на стенах церквей во всей средневековой Европе и на Ближнем Востоке.

Две барельефные скульптуры на портале усыпальницы и над входом второго этажа были выполнены Момиком непосредственно во время строительства церкви (1339 г.). На одной из них - Пресвятая Дева на престоле с новорожденным Христом на руках в окружении архангелов Гавриила и Михаила. Армянские буквы по обеим сторонам от головы Марии читаются как “Майр Аствацацин” или “Матерь Божья”. В этой скульптурной композиции выражение лиц, казалось бы живые изгибы одежды и чувство пространства представлены также, как в ранне-готическом искусстве. Фигура ребенка особенно выразительна положением его рук и скрещенными ногами.

Барельефы над входом 2-го этажа изображают Христа, окруженного апостолами Петром и Павлом. По обе стороны от головы Христа армянскими буквами написано “Иисус Христос”. Момик отшлифовал свое искусство до такого мастерства, что, экспериментируя, был в состоянии высекать в камне задуманные фигуры, практически полностью отделяя скульптуры от основания.

Сохранилась надпись над дверной аркой “ԹՎ ՉՁԸ”,  что означает дату освящения церкви в 1339 г. (789 + 551). Дата указана по старому армянскому календарю,,который был утвержден в 552 г.. Чтобы найти дату в календаре, добавьте 551 (так как первый год нового календаря уже включен в год 552).

Экскурсия Нораванк


 Часовня Св. Григора/ Гробница князя Смбата

Эта небольшая гробница-часовня была построена для династии Орбелянов и ее иногда называют “Могила Смбата” по имени погребенного здесь одного из князей.

Часовню построил архитектор Сиранес в 1275 г. Пол покрыт десятью надгробиями, указывающими на могилы членов княжеской семьи Орбелянов.. Самая большая и наиболее украшенная искусной резьбой плита – самого князя Эликума в образе спящего льва.

Внутреннее пространство прямоугольной в плане часовни имеет традиционно простой вид с небольшим алтарем в полукруглой восточной апсиде и сводчатой кровлей. На стенах высечены голуби и кресты разных стилей. Нижняя часть алтаря украшена геометрическими фигурами в виде квадратов, четырехконечными звездами и вьющимися листьями – популярными элементами в зодчестве этой эпохи.

Простота дизайна оживлена тщательно выполненной стенной росписью, следы которой видны и сейчас. Она представляет собой сочетаниe красного и черного цветов в шахматном порядке, дополненное солнечными символами, изящными фрагментами красного цвета и диагональными красными линиями. Часть первоначальной росписи сохранилась до наших дней – свидетельство долговечности знаменитой армянской краски “вордан кармир”. Темнокрасное красящее вещество (получаемое из эндемичного червя с Араратской долины) имело большой спрос благодаря своему яркому цвету и широкой сфере применения. “Вордан кармир” использовали для окрашивания одежды, росписи манускриптов и миниатюр, создания фресок и стенных росписей церквей и царских домов в средневековой период. Его вывозили в Европу, на Ближний Восток и даже в Китай.

В часовне приютилась могила известного политического деятеля того времени Эликума Орбеляна, сына одного из наиболее властных князей Орбелянов, Великого князя Тарсаича Орбеляна, и брата Степаноса Орбеляна, метрополита, политического деятеля и историка Сюника.

Надгробный памятник Эликума обозначен “медальоном” в виде спящего льва, символизирующего его храбрость в бою. Надпись гласит:

“Прекрасный Эликум, сын Великого Тарсаича, кто подобно льву рычал на врага. Я прошу вас поминать его в своих молитвах”.

В часовне также находятся усыпальницы Тарсаича, матери Эликума и его брата Смбата.

Династия Орбелянов являлась одной из самых сильных в средневековой армянской истории в годы правления Тарсаича Орбеляна (1273-1290 гг.). Великий князь правил обширной территорией, и в период его княжения в 1286 г. в руках семьи была сконцентрирована также и церковная власть Сюника. Во время властвования его сына Эликума владения были разделены на три части, которые были вновь объединены в период правления его сына Буртела. В годы правления князя Буртела развитие культуры и художественных ремесел достигло новых высот, в частности, в период деятельности архитектора Момика. Эта эпоха ознаменовалась строительством церкви Св Аствацацин в Арени (1321 г.), Храма Зорац в Ехегисе (1321 г.), церкви Спитакавор Аствацацин (1322 г.) и двухэтажной церкви-гробницы в Нораванке (1339 г.).


Наряду с самыми известными университетами, монастырями и центрами книжного искусства, каковыми были монастырь Татева и Гладзорский университет, действовал и Нораванк, одно из высших достижений армянской архитектуры.

Экскурсия "Хор Вирап – Нораванк – Винный завод Арени"

Комментарии